ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ШТУРМАНА В АВТОМОБИЛЬНОМ РАЛЛИ

Семинары, тренинги, литература, фильмы и другие теоретические знания
Ответить
Kartashoff

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ШТУРМАНА В АВТОМОБИЛЬНОМ РАЛЛИ

Сообщение Kartashoff » 13 ноя 2009, 09:37

Вот нашел увлекательную статью, сразу же решил ее позаимствовать для нужд форумчан которые делают первые шаги в РАЛЛИ или только собрались связать свою жизнь с этой автоспортивной дисциплиной.


ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ШТУРМАНА В АВТОМОБИЛЬНОМ РАЛЛИ

Потапова Н.А., кафедра вело - авто -
мотоспорта и триатлона

С 1886г., когда был впервые построен трехколесный автомобиль немецким инженером К.Бенцем, и с 1887г., когда Г.Даймлер построил четырехколесный автомобиль, прошло более века и современные транспортные средства по всем характеристикам отличаются от первопроходцев. Но, чтобы совершенствовать конструкции, их нужно испытывать и изменять. Методом испытания в 1894г. стало организованное французской газетой "Ле пти журналь" первое автомобильное состязание по маршруту Париж - Руан - Париж, которое во многом напоминало современное ралли, а в России подобное состязание было проведено в 1898г. под Петербургом.

С большой долей уверенности можно утверждать, что в конце XIX начале ХХв.в. основным мотивом состязаний являлись испытание в большей степени техники и отчасти проверка мастерства водителей. О подготовке самих спортсменов стали серьезно задумываться спустя 10 - 12 лет и, в основном, потому, что профессия водителя становилась достаточно массовой и привлекла внимание ученых того времени.

Быстрый рост легковых и грузовых машин, а также совершенствование их конструкции сделали возможным дальнейшее развитие автомобильного спорта и привлечение к участию в соревнованиях большого числа автоспортсменов.

Так, в 1955г. впервые в нашей стране в г.Ленинграде были организованы ралли, а в 1958г. состоялся первый чемпионат СССР по авторалли. В этом же году советские спортсмены дебютировали на международной арене, а в Союзе было организовано 30 различных ралли.

Безусловно, развитие автомобильного спорта в нашей стране и за рубежом способствовало росту конкуренции среди спортсменов, что послужило стимулом в разработке комплексного подхода в подготовке раллийных экипажей.

Удивительно то, что, несмотря на юбилейное существование раллийных гонок в чемпионате России (40 лет), вопрос подготовки штурманов остается открытым:

- отсутствуют научно - обоснованные методические разработки;

- практически нет специальных школ по обучению штурманов (за исключением г. С-Петербурга);

- почти нет квалифицированных специалистов в данной области.

Объяснить столь запущенное состояние вопроса можно тем, что на всем протяжении существования автомобильный спорт, а в частности авторалли, оставались и остаются уделом энтузиастов и ограниченного (достигших определенного социального статуса, возможностей и потребностей) круга людей, часто относящемуся к этому виду как к хобби.

Но, несмотря на все минусы, база для научных исследований в подготовке штурманов была заложена достаточно давно. Данные, накопленные за 25 лет тренерской деятельности Э.С.Цыганкова и работа со сборной командой по авторалли, а также немногочисленные источники, позволяют выделить эту узкую специализацию в отдельную область знаний, а также давно свидетельствует о том, что в освещении штурманской подготовки нуждаются многочисленные спортсмены.

Поэтому коллектив научных сотрудников РГАФК во главе с заслуженным тренером России Э.С.Цыганковым взялся за разработку методики подготовки штурманов различной квалификации.

На основе имеющихся данных и проведенных исследований можно выделить несколько основных аспектов в специальной подготовке штурмана и фактически определить его роль в экипаже.

1. С момента, когда экипаж выезжает на тренировочную трассу перед соревнованием, начинается работа второго водителя - это скоростное стенографирование трассы предстоящего соревнования, которое представляет собой запись трассы скоростных участков определенными символами (они освещены в специальном разделе). Для формирования умений и навыков скоростного стенографирования разработаны упражнения, позволяющие штурману выработать свой почерк и записывать текст в условиях движения по трассе.

2. Следующий этап - обработка записанного текста (стенограммы):

- исправления, заранее обозначенные в тексте, либо переписывание текста "на чистовик";

- выделение цветом (обычно красным) элементов, требующих повышенного внимания пилота во время скоростного прохождения трассы, на которых штурман изменяет интонацию при чтении;

- обозначение связок, произносящихся слитно в виде непрерывной информации, для создания у пилота представления полной картины геометрии трассы;

- внесение специальных (необходимых только штурману) пометок в стенограмму, которые не произносятся.

3. Один из самых важных, сложных и представляющих особое внимание этап - чтение стенограммы в ходе соревнования. Разработана специальная методика по обучению и совершенствованию чтения текста, включающая разделы постановки голоса, скоростного чтения и чтения с изменением интонации, а также умения ориентироваться в написанном тексте.

4. Скоростной расчет стандартных задач движения - элемент, присутствующий в каждом соревновании, который осуществляется с помощью:

- штурманских приборов (твинмастер, терратрип, бортовой компьютер и т.д.);

- специальных "устройств" (штурманские часы, переговорное устройство, радиостанция). В тренировку штурмана входит изучение основных математических формул, решение стандартных задач и скоростное решение задач по определению графика движения.

5. Работа с географической картой является неотъемлемой частью подготовки и начинается еще до соревнования, тем более, если экипаж принимает участие в незнакомой местности.

6. Работа с маршрутными документами (легендой, маршрутным листом, контрольной картой, судейской экспресс информацией) - один из основных и требующих повышенного внимания вопрос, от качества, выполнения которого зависит результат выступления экипажа в гонке.

7. Чувство автомобиля, которое позволяет диктовать скоростную стенограмму, получая основную информацию не со зрительного анализатора, а с проприорецепторов, является показателем мастерства, а также дает возможность чтения "в ногу" с пилотом.

8. Умение к психологической регулировке эмоционального состояния пилота:

- использование в деятельности дополнительных сигналов;

- умение владеть эмоциями в экстремальных ситуациях;

- умение создавать атмосферу высокой работоспособности в экипаже.

9. Распределение работы в экипаже во время подготовки автомобиля и участия в соревнованиях:

- непосредственная подготовка к соревнованиям;

- в самих соревнованиях (смена колес, пожар, авария).

Рассмотренные выше аспекты, составляющие подготовку штурмана, являются неотъемлемой частью комплекса его умений. Раллийный экипаж представляет собой слаженную систему взаимодействия в цепи "штурман - пилот - автомобиль - дорога", и если в других дисциплинах автоспорта гонщик едет так, как видит, то в авторалли очень актуален вопрос передачи информации от второго водителя первому, важны не только скорость, объем и качество, но и своевременность поступающей информации. Т.о., подготовка штурмана (а в комплексе и всего экипажа) узкоспециализированный и многогранный процесс, требующий от спортсмена проявления умственных способностей, специальной выносливости (длительная концентрация на деятельности) и различных двигательных умений и навыков. А сам вопрос нуждается в целенаправленном изучении и освещении в специальной литературе.


http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=692
Ответить

Вернуться в «Теория ралли»